СЕРИИ РАБОТ
«От праздника до праздника»
Вот великий праздник праздничный
У окошка я сижу,
В небо высшее гляжу
И салют там вижу праздничный…
(Д.А.Пригов)


«Если представить структуру будней обычного человека, — говорит Анастасия Кузнецова-Руф — то они, как правило, закольцованы в схеме „от праздника до праздника". То есть, от одного интересного и яркого события — через череду серых и похожих один на другой дней — до следующего, „заслуженного" праздника, веселья»
1. «Напор-1», холст, уголь, акрил,120х130см, 2017
2. «Напор-2», холст, уголь, акрил,80х136см, 2017
3. «Напор-3», холст, уголь, акрил 105х220см, 2018
4. «Салют», холст, уголь, акрил 146х105см, 2017
5. «Руль», холст, уголь, акрил 165х170см, 2013
6. «Всадник без головы», холст, уголь, акрил 150х140см, 2013
7. «Входящий вызов», холст, уголь, акрил 195х100см, 2013
8. «Глазок» холст, уголь, акрил 90х110см, 2016
9. «Подзорная», холст, уголь, акрил 80х110см, 2016
10. «Через край», холст, уголь, акрил 80х110см, 2016
11. «Осьминог», холст, уголь, акрил 145х105см, 2013
12. «На хамон», холст, уголь, акрил 100х75см, 2016
13. «Старый новый год» холст, угольный карандаш, темпера, 220х102см, 2018
14. «Царь-рыба» холст, угольный карандаш, темпера,100х142см, 2018
15. «Яблоки» холст, угольный карандаш, темпера, 105х160см, 2018


«От праздника
до праздника»
«Если представить структуру будней обычного человека, — говорит Анастасия Кузнецова-Руф — то они, как правило, закольцованы в схеме „от праздника до праздника“. То есть, от одного интересного и яркого события — через череду серых и похожих один на другой дней — до следующего, „заслуженного“ праздника, веселья».

«Салют» — центральная работа данного проекта, отражающего две противоположности в череде дней, месяцев, лет жизни человека. Это праздники и будни. В этой работе Анастасия использовала свой искуснейший композиционный прием, создающий ощущение бескрайности пространства, заполняющего большую часть холста. Картина безлюдна, только в нижней части холста, в черноте ночи, на передней линии крупным планом просматривается подоконник с биноклем и огрызком яблока на тарелке. Вдалеке, на линии горизонта видны вспышки салюта — там праздник, сквозь дымку горит огнями город, мелко изображенный внизу. Анастасия скупо использует цвет, однако, тональная градация серовато-голубоватого позволяет ей придать множество нюансов и смыслов сюжету. Увы, праздник далек от стороннего наблюдателя жизни — владельца подоконника.

Отметим, что А. Кузнецова-Руф занята не только решением чисто пластических задач, перед своим зрителем она выступает отчасти и как ментор. Так, в проекте «Не пропусти» (2013) Анастасия показывает, как строя грандиозные планы и воздушные замки, человек может пропустить саму жизнь, а в выставке «Точка роста» (2015) она доказывает необходимость постоянной эволюции личности. Кажется, теперь художник говорит о современном человеке, который больше всего боится погрязнуть в быте, будничных трудах, скуку и безысходность которых так символично описал Д. А. Пригов: «Только вымоешь посуду/ Глядь — уж новая лежит/ Уж какая тут свобода/ Тут до старости б дожить».
Будни в картинах Кузнецовой-Руф (Напор-I, Напор — II, Напор-III, Входящий вызов, Всадник без головы, Руль, Осьминог, Яблоки) ярче ее же работ с изображениями праздников (Салют, Старый Новый год, Царь-рыба, Через край, Подзорная, На хамон, Глазок). Девушки — героини будничных картин обнажены, их тела полны энергии, жизни и красоты. Тела девушек объемны, их скупая цветность в тончайших нюансах оттенков коричневого — противостоит белизне окружающего пространства. Ощущение праздника и взрыва эмоций, создается яркими брызгами краски: малиновыми, желтыми, зелеными, вырывающимися из-под рук девушек под давлением (Напор-I, II, III).

«В детстве праздник — это счастливый день, кем-то придуманный и организованный и веселье может состоять просто из пустяков» (А.Кузнецова-Руф). Прелестная девочка смотрит в подзорную трубу или вся скрылась за тарелкой с какой-то вкуснятиной. В работах Анастасии детские персонажи не просто трогательны, а всегда противопоставляют внутреннюю детскую свободу самоконтролю взрослого человека. «Праздник для взрослого — это стимул жить и двигаться дальше. Для одних это счастливое событие, которое ждет тебя впереди, а для других это могут быть насущные радости: вкусная еда, любовь, общение с ребенком и т. д.» — отмечает автор проекта. «Праздники» А. Кузнецовой-Руф либо черно-белые, либо в их изображениях она противопоставляет различные оттенки светлого темному или черному, коричневатому, серому. Будни в работах А. Кузнецовой-Руф наполнены движением, энергией, удовольствием жить. Ее праздники интимны, внутрисемейны. В них покой и нежность близких, любящих людей.

Ирина Филатова