СЕРИИ РАБОТ
«Подняться, но не улететь»
1. "Будни" 136х180, холст, уголь, темпера, 2024
2. "Приближение" 145х120, холст, уголь, акрил, 2024
3. "Долго и счастливо" 150х150, холст, уголь, темпера, 2023/2024
4. "В ПОЛЁТ" 160х90, холст, уголь, акрил, 2024
5. "Отрочество" 127х200, холст, уголь, акрил, 2024
6. "Колесо обозрения" 150х75, холст, уголь, акрил, 2024
7. "Клетка" 110х75, холст, уголь, акрил, 2024
8. "Над стеной" 125х165, холст, уголь, акрил, 2024
9. "Летать и ползать" 45х70, холст, уголь, акрил, 2022
10. "На приколе" 85х40, холст, уголь, темпера, 2024
11. "Одуванчики - парашютики" 90х145, диптих, левая часть холст, угольный карандаш, акрил, 2023
12. "Одуванчики - парашютики" 90х75, диптих, правая часть холст, угольный карандаш, акрил, 2024
13. "Партия" 150х170, холст, уголь, акрил, 2024
14. "Опора" 95х70, холст, уголь, акрил, 2024
15. "Синица" 90х59, холст, уголь, акрил, 2024
16. "Новый круг" 95х55, холст, уголь, темпера, 2022
17. "Кормушка" 145х75, холст, уголь, акрил, 2024
18. "Побег" 95х70, холст, уголь, акрил, 2022
19. "Чайки" 157х222, холст, уголь, акрил, 2021
20. "Одуванчики - парашютики" 90х145, 90х75, диптих, холст, угольный карандаш, акрил, 2023/2024
«Подняться, но не улететь»
Автор предпочитает работать с угольным карандашом, фон при этом оставляя белым, а цвет вводя лишь выборочно. Это позволяет выстраивать безупречную композицию, в которой нет ничего лишнего. Сюжеты Кузнецовой-Руф лишены контекста — ее герои остаются один на один с вечностью, олицетворением которой и становится белое пространство холста. Ведь приметы времени меняются, а экзистенция и острота переживаний происходящих событий — нет.

Анастасия убеждена: «У художника есть три секунды на то, чтобы зацепить зрителя. А следующая задача — удержать его внимание, чтобы рассказать о втором, третьем и последующих смыслах твоего произведения». Картины Кузнецовой-Руф — это всегда очень точно найденные образы, а потому изначально нам достаточно трех секунд, чтобы схватить их и впоследствии, опираясь на личный опыт, достроить сюжет в своем воображении. Аллегорическая «Кормушка», например, — это дань детским воспоминаниям о том, как по окончании новогодних праздников московские дворы заполоняли кормушки в виде Спасской башни: в таких коробочках дети приносили сладкие подарки с кремлевской елки.
Проект «Подняться, но не улететь…» — уже вторая персональная выставка автора в музее Эрарта — рассказывает о наших взаимоотношениях с реальностью, которая своим абсурдом подчас превосходит любые ожидания. Невыдуманные сюжеты здесь становятся метафорами и обретают актуальное, но вместе с тем извечно-философское звучание.

Сложно охарактеризовать направление, в котором работает Кузнецова-Руф, — пожалуй, авторской манере ближе всего определение «концептуализм», главная цель которого состоит в передаче идеи. Именно поиск идеи, как отмечает Анастасия, является самым сложным этапом создания произведения: тут важно прислушиваться к себе и следовать собственным целям, чтобы не угодить в «ловушку востребованности», поддавшись желанию понравиться кому-то другому.

Но работы автора не ограничиваются только концептом: кажется, Анастасия Кузнецова-Руф движется к чему-то совершено новому — тому, что приходит на смену постмодерну и что чаще всего обозначают термином «метамодернизм». Его признаки философы и критики только начали формулировать, но уже сейчас можно сказать, что в основе этого понятия лежит необходимость осознания происходящего сегодня слома эпох — например, посредством иного ощущения «я» или так называемой «новой искренности».

Мария Ягушевская